Историческая необходимость создания в Татарстане нефтеперерабатывающей отрасли диктовалась экономической целесообразностью. Республика, обладающая большими запасами углеводородного сырья и лидировавшая по объемам нефтедобычи в Советском Союзе, в течение полувека оставалась поставщиком сырьевых ресурсов другим регионам страны и странам зарубежья. Отсутствие важнейшего технологического звена сказывалось в целом на экономике региона, а как следствие, – на развитии всей страны.
Для реализации этих задач ОАО «ТАИФ» в 1997 году создало на территории Нижнекамской промышленной площадки свой филиал «ТАИФ-НК» (в 1998 году ЗАО «ТАИФ-НК», преобразованное в 2006 году в ОАО), который вплотную занялся вопросами проектирования и строительства нефтеперерабатывающего комплекса. На основе Завода первичной переработки нефти ЭЛОУ АВТ-7, взятого в аренду, ОАО «ТАИФ» в короткий срок за счет собственных средств осуществило дальнейшую модернизацию производств, а затем выкупило в собственность. В результате уже через два года Завод вышел на проектный объем (7 млн. тонн нефти в год), повысились качество и глубина переработки. Но это был только первый шаг в стратегических планах Группы компаний ТАИФ. Параллельно с этим ТАИФ приступил к проектированию и строительству дополнительных крупнотоннажных установок КГСД и висбрекинга, а также битумной установки. В их строительстве с 1999 года также принимали активное участие Татнефть и Нижнекамскнефтехим. В последующем, доли этих компаний были выкуплены ТАИФ-НК в собственность, в их числе и нефункциональная битумная установка.
Финансирование данного проекта осуществлялось с привлечением заемных средств Сбербанка России. Завод первичной переработки нефти ЭЛОУ АВТ-7 был передан ОАО «ТАИФ» в уставный капитал ОАО «ТАИФ-НК» в конце 2007 года. Согласно стратегическому плану развития Группы компаний ТАИФ с 2000 года проводились проектно-изыскательские работы, а в 2003 году было начато масштабное строительство крупнотоннажных производств – Завода бензинов и Завода по переработке газового конденсата, которые были введены в эксплуатацию в декабре 2005 года.
Первая партия бензинов, соответствующая всем проектным требованиям, получена в феврале 2006 года. В 2007 году ОАО «ТАИФ-НК» приобрело в собственность Завод бензинов.
В 2007 году введены в эксплуатацию битумная установка, узел приготовления и хранения реактивного топлива, узел отгрузки тяжелого газойля каталитического крекинга и установка сероочистки пропан-пропиленовой фракции, бутан-бутиленовой фракции и легкого бензина. Ввод в эксплуатацию данных объектов направлен на получение окисленных битумов и авиационного керосина марок РТ и Jet A-1, отвечающих мировым стандартам качества.
В 2007 году ОАО «ТАИФ-НК» выполнило реконструкцию установки каталитического крекинга вакуумного газойля (УКК) для обеспечения соответствия качества выпускаемой продукции требованиям экологического стандарта ЕВРО-4.
С мая 2008 года ОАО «ТАИФ-НК» полностью перешло на выпуск автомобильных бензинов, соответствующих экологическому стандарту «ЕВРО-4».
В 2008 году ОАО «ТАИФ-НК» приобрело контроль над наливными терминалами Порта Кавказ и начало развивать собственную сеть автозаправочных станций. К концу 2011 года под брендом ОАО «ТАИФ-НК» работало 28 АЗС.
В 2009 году ОАО «ТАИФ-НК» ввело в эксплуатацию установки синтеза метил-третбутилового эфира (МТБЭ) и третамилового эфира (ТАМЭ) на заводе бензинов для получения компонентов смешения с высоким октановым числом для производства бензина.
В 2010 году приобретен контроль над нефтеналивным терминалом ООО «Чулман-Транс», продолжены работы по модернизации действующих производств.
В 2011 году определена окончательная конфигурация Комплекса глубокой переработки тяжелых остатков ОАО «ТАИФ-НК» с выбором технологии переработки тяжелых нефтяных остатков на основе процесса Veba Combi Cracking (VCC). Проект направлен на углубление нефтепереработки с увеличением отбора светлых нефтепродуктов. Строительство комплекса предполагает исключение выпуска всех видов мазута, гудрона и вакуумного газойля с ростом производства нефтепродуктов, соответствующим требованиям Технического регламента Российской Федерации.
В конце мая 2012 года в ОАО «ТАИФ-НК» было получено дизельное топливо экологического класса 5 в соответствии с требованиями Технического Регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту». А 25 июня 2012 года на Нефтеперерабатывающем заводе ОАО «ТАИФ-НК» состоялся запуск в коммерческую эксплуатацию производства дизельного топлива экологического стандарта «ЕВРО-5». Впервые в России предприятие перешло на 100 % производство дизельного топлива, полностью соответствующее мировым стандартам качества.
Сегодня Открытое акционерное общество «ТАИФ-НК», объединяющее крупнейший в Татарстане Нефтеперерабатывающий Завод, Завод Бензинов и производство по переработке газового конденсата, – занимает ведущие позиции в нефтеперерабатывающей отрасли в Республике Татарстан. На долю ОАО «ТАИФ-НК» приходится 89,7% от общего объема производства автобензинов в РТ, 95,2% — от общего объема производства прямогонного бензина, 95,6% — от общего объема производства дизельного топлива. Среди крупных НПЗ России ОАО «ТАИФ-НК» занимает 8-е место по глубине переработки сырья.